Международный центр логистики
«Ташкент»

Логистика взаимного успеха

Новости транспорта и логистики

23-10-2019

Власти Узбекистана намерены ограничить беспошлинный ввоз товаров 25 долларами

В Узбекистане в очередной раз (третий за последние два года) выносится на обсуждение размер беспошлинного порога для ввоза в страну международных курьерских отправлений (МКО), проще говоря, посылок "экспресс-почты".

Около двух месяцев назад Кабмин в проекте постановления предложил установить не просто пониженный, а по-настоящему обвальный порог. А как еще можно назвать настолько явный разрыв: нынешние допустимые 1000 долларов (для одного или нескольких отправлений в квартал) против предлагаемых 25 долларов (для разового курьерского отправления)?

Проект постановления, для которого не нужен был "лишний шум"?

Что интересно, проект постановления Кабмина РУ про беспошлинный барьер в 25 долларов США был опубликован без лишнего шума и, конечно же, без разъяснений для СМИ: отсюда всего около 60 просмотров и ноль комментариев.

А ведь этот вопрос касается как минимум нескольких сотен тысяч граждан Узбекистана, которые получают или собираются получать для личных некоммерческих нужд "экспресс-посылки" с товарами из-за рубежа.

Но сейчас к этому проекту Кабмина РУ необходимо привлечь дополнительно внимание в связи с еще одним недавним документом от 2 октября 2019 года: постановление президента (ПП-4470), направленное на упорядочение внешнеэкономической деятельности и совершенствование системы таможенно-тарифного регулирования.

В этом постановлении, в пункте 3 "б", говорится как раз о внесении в рамках двухнедельного срока предложений по изменениям в законодательство, предусматривающим внедрение разовой беспошлинной стоимости и весовой нормы ввоза для международных курьерских отправлений.

И если сейчас не растолковать широкой заинтересованной аудитории, чем чревато для потребителей и рынка электронной коммерции снижение с 1000 долларов до 25 долларов беспошлинной нормы ввоза курьерских международных отправлений, то предложение Кабмина может оказаться как раз кстати, ведь по нему два месяца назад не было возражений. А на самом деле просто не было пояснений со стороны компетентных органов и широкой огласки.

Что такое беспошлинный порог и что он дает обычному потребителю?

Граждане Узбекистана, физические лица, имеют право и современные возможности заказывать для личного пользования товары из-за рубежа. Как правило, это те товары, которых либо нет на местном рынке, либо они дешевле, либо имеют явные конкурентные преимущества по сравнению с аналогичными товарами от местных производителей.

В свою очередь, социально ориентированная государственная система в разных странах мира предусматривает для своих граждан, которые осуществляют подобные покупки для собственных нужд, а не для последующей коммерции, различные льготы, а именно освобождение от уплаты пошлин в пределах определенной суммы.

Например, граждане России на сегодняшний день могут беспошлинно получать посылки из-за рубежа в пределах 500 евро, соседний Казахстан для своих граждан расширил барьер до 1000 евро, а в США допустимо ввозить без уплаты пошлин посылки, эквивалентные по стоимости 800 американским долларам. Да, есть беспошлинный барьер в 22 евро в Западной Европе, но с оговоркой, что в пределах от 22 до 150 евро получатели международных отправлений не оплачивают пошлины, только фиксированную сумму НДС. А если стоимость содержимого посылки превысила 150 евро, тогда уже получателю необходимо покрыть и НДС, и таможенные платежи.

Каждая страна разрабатывает тарифы с учетом особенностей своей экономики. В Китае, например, вообще нет беспошлинных барьеров, они равны нулю. Но в условиях Китая это вполне оправдано, так как производственные мощности страны обеспечивают необходимыми товарами как собственное население, так и весь мир.

В Узбекистане с февраля 2018 года по июль 2018 года без уплаты пошлин физлица могли получить из-за рубежа товары, стоимость которых не превышала 1000 долларов в течение одного календарного квартала. Причем в пределах этой суммы за один квартал можно было получить как одну посылку, так и несколько, главное, чтобы общая стоимость не превышала те самые 1000 долларов.

Если содержимое такой посылки не включает в себя ничего незаконного, курьер спокойно проводит посылку через все необходимые таможенные процедуры и самостоятельно доставляет ее непосредственно до получателя. Если же стоимость посылки превышает обозначенную норму, требуется личное участие получателя. То есть нужно прийти на таможню, оплатить пошлину с разницы, и только потом можно будет забрать посылку.

Например, с посылки, стоимостью 1200 долларов, пошлина оплачивается только с 200 долларов, которые превышают порог. А 1000 долларов – это приятная и такая нужная для граждан государственная "льгота". С этой суммы ничего платить не нужно.

Этот беспошлинный тариф действовал как для международных почтовых, так и для международных курьерских отправлений. (Разница в том, что почтовые отправления поступают в районные отделения связи, а потом уже к нам домой, а курьерские – доставляются из-за рубежа многочисленными курьерскими службами по принципу "от двери до двери").

В июле 2018 года в эту норму были внесены изменения, но только в части международных почтовых отправлений, которые были ограничены единоразовым порогом в 100 долларов.

За международными курьерскими отправлениями до настоящего времени остается все тот же порог в 1000 долларов в квартал, но именно его и предлагают в ближайшее время пересмотреть и снизить.

Что же нас ждет при таком радикальном урезании беспошлинной "льготы" с 1000 долларов до 25 долларов?

Четыре основные сложности, которые сулит снижение беспошлинного барьера до уровня 25 долларов

Если разовую норму беспошлинного ввоза снизят до 25 долларов, как предлагает Кабмин, то потребители, да и сами таможенники, однозначно столкнутся с определенными проблемами. Потому что элементарно еще не готова площадка для таких резких ограничений на фоне активного роста оборотов электронной коммерции. И ведь эти обороты по логике должны расти дальше и будут расти, потому что на дворе 21 век, и интернет со всеми его благами и возможностью быть в контексте мировых тенденций никто не отменял.

Единственно, что породят меры в виде таких ограничений – это уже хорошо знакомый и грустный тренд: поиск решений, как избежать лимитных ограничений на посылки. Причем такие решения можно будет найти тут же, в интернете. Например, на белорусских ресурсах, потому что именно в Беларуси были введены почти аналогичные низкие беспошлинные барьеры: 22 евро для международных курьерских отправлений.

И несмотря на то, что ресурсы и возможности "Белпочты" во многие разы превышают нынешний потенциал "Узбекистон почтаси", люди там искали и продолжают искать варианты для обхода заниженных барьеров и ограничений.

Так какие проблемы может принести сильное и резкое снижение беспошлинного таможенного барьера в Узбекистане?

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ:
БЕСПОШЛИННЫЙ БАРЬЕР В $1000 И БЕСПОШЛИННЫЙ БАРЬЕР В $25 ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ КУРЬЕРСКИХ ОТПРАВЛЕНИЙ

(действует сейчас)

БЕСПОШЛИННЫЙ БАРЬЕР ДО $1000

в течение квартала (разово или в нескольких отправлениях для одного физлица)
(предложено Кабмином РУ)

БЕСПОШЛИННЫЙ БАРЬЕР ДО $25

(разово, но не более $1000 в квартал для одного физлица)
Этот барьер действует с июля 2018 года по настоящее время на основании постановления Президента Республики Узбекистан от 19 июля 2018 года № ПП-3873 Данный барьер предлагалось установить с 1 сентября 2019 года в вынесенном на обсуждение Постановлении Кабинета министров (ID-5065) и, возможно, он будет рассматриваться в рамках срока, обозначенного в ПП-4470 от 2 октября 2019 года
Возможности для потребителей:

без уплаты пошлин можно получать одну или несколько международных курьерских посылок, стоимость которых не превышает $1000 в квартал. Например, за 3 месяца можно без уплаты пошлин получить 5-6 посылок эквивалентных $150-200 для каждой.
Возможности для потребителей урезаются:

без уплаты пошлины можно получать посылки, стоимость которых не превышает $25 для каждого отдельного отправления.

При этом, общая стоимость посылок, полученных в течение квартала в адрес одного лица не должна превышать $1000.
ВЫСОКИЙ беспошлинный барьер до 1000 долларов США позволяет сегодня потребителям спокойно дожидаться своей посылки дома благодаря курьерской услуге «от двери до двери», если стоимость посылок находится в пределах этой суммы. Потребитель лично вынужден ехать за посылкой, только если стоимость ее содержимого превышает $1000. Тогда нужно лично прийти на таможню, оплатить пошлину и другие начисления с суммы превышения, а потом можно забрать посылку.

Как показывает практика, получателей посылок, стоимость содержимого которых превышает 1000 долларов, не так много.
При чрезвычайно НИЗКОМ беспошлинном барьере в 25 долларов США, на таможенный пост за своей посылкой,  судя по всему, придется ездить каждому второму получателю. В день на таможенный пост поступает порядка 2-3 тысяч международных курьерских отправлений, преимущественно стоимостью 20-25 долл. США и выше.

Потребитель лично вынужден будет ехать за посылкой, если ее стоимость будет равна,  например, 26 долларам. Ему нужно будет лично прийти на таможню и сначала оплатить пошлину исходя из всех начислений, покрыть стоимость таможенной процедуры,  только потом забрать посылку.
Расчет и начисление платежей при превышении беспошлинного лимита

Здесь уже начинается самое интересное и при этом не совсем простая арифметика, так как итоговая сумма выплаты зависит от нескольких показателей, зависящих от конкретного содержимого посылки:

- учитывается код товара по ТНВЭД;

- стоимость его доставки, страховки;

- вес брутто посылки, а также, в случае с одеждой, например, вес каждой отдельно взятой вещи;

- размер акцизного налога при необходимости.

Также необходимо оплатить «таможенную процедуру» согласно ставке «0,2%, но не менее 25 долларов США и не более 3000 долл. США».
Если сегодня стоимость содержимого посылки составляет 1001 долл. США и выше, согласно законодательству необходимо выплатить пошлину, но не со всей суммы, а только с превышенного лимита, то есть с 1 долл. США. А также необходимо оплатить еще 25 долл. США за «таможенную процедуру».

В DHL был конкретный пример. Из-за превышения стоимости содержимого посылки на 5 долларов, клиент вынужден был заплатить еще 80 долларов сверху. Во-первых, ему нужно было оплатить таможенную процедуру в 25 долларов. Далее, чтобы определить таможенную стоимость посылки, таможня сделала начисления со всех видов расходов: транспорта, страховки, упаковки, с учетом обложения пошлиной и 15% НДС.
Согласно проекту Кабмина, если стоимость содержимого посылки будет составлять хотя бы 26 долл. США и выше, получатель должен будет выплачивать пошлину. Но, естественно, не со всей суммы, а только с превышенного лимита, то есть с 1 долл. США.

То есть к  26 долл. США автоматически будут приплюсовываться те самые «0,2%, но не менее 25 долл. США» за «таможенную процедуру», а также остальные начисления со всех видов расходов: транспорт, страховка, упаковка, обложение пошлиной и 15% НДС. Таким образом, даже при превышении лимита даже на 1 доллар получится практически 100% надбавка. Заказали посылку на 26 долл. США – придется оплатить не менее 25 долл. США плюс начисления.

При барьере в 25 долларов сильно возрастет количество приостановленных до уплаты пошлин посылок

Безусловно, при введении низкого беспошлинного барьера в 25 долларов приостановленных посылок будет в разы больше, чем при нынешнем пороге в 1000 долларов. Так как превышение даже на 1 доллар будет требовать оплаты пошлины с учетом всех начислений и расходов, и приостанавливаться будет каждая посылка, стоимостью свыше 25 долларов.

Все это потребует для таможенных постов увеличения и усиления ресурсов, как технических, так и человеческих. Ведь в среднем на таможенный пост поступает 2 – 3 тысячи посылок в день. В "сезонное время" бывает еще больше: от 3 до 7 тысяч посылок в день.

Представим себе только расклад с "черной пятницей" на популярных интернет-площадках и предновогодние распродажи, а также предполагаемые в этот период объемы товаров, которые нужно будет приостанавливать, дожидаясь личной явки отправителей, потому что посылки стоят больше 25 долларов.

Около 30-40 минут будет уходить на просчет всех начислений с комбинированных посылок при беспошлинном барьере в 25 долларов

Возьмем в пример комбинированную посылку, которая содержит: объектив для фотокамеры, пижаму для ребенка, спортивный БАД и электронную радио-няню. Общая стоимость посылки – 309 долларов. У каждого товара свой уникальный код ТНВЭД со своими особенности начислений.

Сегодня, при таможенном беспошлинном барьере в 1000 долларов, можно получить такую посылку без уплаты пошлины, а значит без прохождения дополнительных таможенных процедур. Курьер без проблем и дополнительных оформлений доставит вам эту посылку от двери до двери.

Но если беспошлинный барьер согласно проекту Кабмина будет снижен до 25 долларов, по отношению к каждой посылке стоимостью выше будет применяться трудоемкий процесс, в который будут напрямую вовлечены и курьер, и таможенник с декларантом, и непосредственно получатель с его кошельком для дополнительных расходов.

Так, при проведении таможенной калькуляции в отношении комбинированной посылки за 309 долларов, в первую очередь от общей суммы отнимут беспошлинные 25 долларов, чтобы с оставшихся 284 долларов начать подсчет всех начислений.

Для этого таможенники и декларанты, как было сказано выше, должны учитывать стоимость самой таможенной процедуры, а также доставки, страховки, упаковки, веса, кода ТНВЭД и так далее. По предварительным подсчетам, на произведение вех начислений и сверок по каждой комбинированной посылке уйдет порядка 30-40 минут, в том числе при помощи специального "таможенного калькулятора".

Располагает ли таможня таким большим количеством времени и ресурсов, учитывая, что "почти копеечных" 26 долларовых посылок будет много. Очень много. И все это нужно просчитывать в режиме нон-стоп, не создавая непроходимых пробок в зонах досмотра и завалов на таможенных складах.   

И, кстати, рядовым потребителям, осуществляющим интернет-покупки, также лучше иметь при себе длинный нехитрый список всех этих кодов, чтобы знать, в какую сумму может вылиться очередная посылка, превышающая 25 долларов

Курьерские компании предложили ГТК установить беспошлинный порог не ниже 500 долларов в ближайшие два года, чтобы не загубить рынок электронной коммерции

После того, как был опубликован проект постановления Кабмина с предложением установить предельную беспошлинную норму в 25 долларов для ввоза товаров через международные курьерские отправления, порядка 25 курьерских компаний (всего в Узбекистане их около 120) обратились с письмом в Государственный таможенный комитет РУ с просьбой пересмотреть заявленную ставку.

Опираясь на собственный практический опыт работы с международными курьерскими отправлениями и таможенными службами, а также непосредственно на опыт работы с потребителями, пользующимися услугами электронной коммерции, курьерские компании предложили поэтапный и менее радикальный подход к снижению беспошлинных ставок.

Так, в письме курьерами было предложено с 2019 года и в течение двух лет ограничить размер разовой беспошлинной нормы не менее 500 долларами и весом брутто 30 кг в адрес одного физлица, оставив при этом ежеквартальное ограничение до 1000 долларов.

А с января 2022 года снизить предельную разовую беспошлинную норму до 200 долларов США и весом брутто не более 30 кг в адрес одного физлица, также оставив ежеквартальное ограничение до 1000 долларов.

Курьеры получили предварительный ответ от ГТК о том, что письмо получено и будет рассматриваться. Но далеко не все курьеры верят, что эти предложения действительно примут во внимание, если не будет широкой огласки, а главное, если населению никто не разъяснит, как беспошлинный барьер в 25 долларов повлияет на покупательскую способность потребителей, а также в целом на развитие сектора электронной коммерции.

При этом 25-долларовый барьер многие курьеры считают "издевательским", особенно с учетом стоимости самой таможенной процедуры, минимальная ставка которой составляет как раз такие же 25 долларов. С таким барьером, считают курьеры, лучше вообще не делать видимости "беспошлинных льгот", которые только вводят в заблуждение и не создают никаких особых удобств для людей.

У курьеров есть предположение, что такими ограничительными мерами таможня пытается бороться с небольшой частью недобросовестных компаний, которые используют формат международных курьерских отправлений в коммерческих целях, и без уплаты пошлин пытаются переправлять в основном из Турции посылки с одинаковыми серийными партиями товаров и заниженной стоимостью.

Вот только должны ли из-за нескольких курьеров-правонарушителей страдать абсолютно все участники и потребители огромной сферы международной электронной коммерции? Разве нельзя придумать меры по отношению к конкретным нарушениям, а не снова и снова стричь всех под одну гребенку?

«Назад»